Татарская вышивка полотенце


Oleska2112 Суббота, 18 Февраля 2017 г. 11:01 (ссылка)


 




Богатство орнаментов на татарских полотенцах | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade



Татарские полотенца тесно связаны с обрядами. Они часто входили в состав приданного невесты. Также полотенце преподносили в качестве подарка, на сабантуй, например. И, конечно же, служили украшением жилища.

В полотенцах  собрано все цветовое и орнаментальное богатство татарской вышивки. Часто встречается, что мотив букета располагается во всю ширину конца полотенца и обрамляется узким вышитым бордюром. Также применялись узоры составленные из трех или четырех букетов, развернутых фронтально на определенном расстоянии друг от друга. Иногда в композициях встречаются завуалированные изображения пчел, бабочек, птиц, приближенных к цветочно-растительному узору. 

ДАЛЕЕ

Аливера Воскресенье, 05 Февраля 2017 г. 19:12 (ссылка)

Это цитата сообщения Galche Оригинальное сообщение


Печенье "Бискотти"

 



biskotti (600x450, 296Kb)



Бискотти - это печенья, которые выпекают в Италии на Рождество. Бискотти (biscotti), в переводе с итальянского означает "приготовленные дважды". Тесто для бискотти формируют в виде батона, запекают, потом разрезают на ломтики и снова запекают.

В бискотти много сухофруктов и орешков, вкусные и хрустящие, они не смогут оставить вас равнодушными. С начинкой можно экспериментировать: курага, чернослив, изюм, финики, фундук, миндальная стружка... Можно добавить шоколад))) Эти бискотти с клюквой, изюмом, грецкими орехами, кокосом и миндалем. Очень вкусные и ароматные.



Читать далее...

ЕЛЕНА_ЯРИКОВА Четверг, 17 Декабря 2009 г. 14:37 (ссылка)

Мои заметки и материал для статьи (фото прикреплены отдельно) :
Татарская вышивка. Ткань, нить, игла и мастерство
Ф.Ф. Гулова
Введение
Ткань, нить, игла и мастерство.
Орнамент - своеобразный почерк народа
Композиционные особенности.
Заключение
Судя по вышивкам прошлого столетия, татары преимущественно украшали предметы бытового назначения: полотенца, салфетки, скатерти, наволочки, подзоры, покрывала, оконные занавески и т.д. Большая часть этих вещей связана со своеобразным оформлением интерьера жилища.
Традиционное жилище татар не знало деления на комнаты (а жили часто большими семьями), это и было причиной появления различных занавесок, пологов. У татар, как и у других тюркоязычных народов, обилие перин, подушек свидетельствовало о достатке дома. На день их обычно укладывали пышной горкой на видном месте (на сундуках, нарах - сәке), укрывая различными покрывалами. Для простого крестьянского быта был характерен минимум мебели. Так, например, шкаф или горка для посуды были редкостью, чаще посуда хранилась на полочке или же прямо на столе, покрытая различными салфетками (чынаяк япмасы).
Отсутствие лишней мебели компенсировалось большой долей в интерьере жилища тканевых изделий. Наряду с узорным тканьем немалую роль в красочном оформлении дома играла вышивка, размещение которой имело свои традиции. Стены украшались ковриками (намазлык), простенки меж окон - полотенцами (сөлге). Вышитые подзоры (кашага) опоясывали верхний периметр стен, такой подзор располагался и вдоль матицы. Занавески (чаршау, чыбылдык) обрамляли спальные места, оформляли двери или заменяющие их проемы; отделяли пространство, занимаемое печью.
Наиболее ценные из этих вышивок годами хранились на дне сундуков, извлекаясь по случаю больших праздников. Особенно красочным становился дом во время свадебных торжеств, ибо все, что только можно занавесить, украшалось вышивками и ткаными изделиями новобрачной.
Этот обычай, демонстрирующий умение и мастерство невесты, жив и поныне в отдельных сельских районах. Но сегодня нет нужды девушкам копить с раннего детства вышивки и тканье для будущего приданого. Поэтому не всегда украшающие свадьбу вышивки - работа самой новобрачной, иногда они одалживаются у родственников, соседей или заказываются лучшей вышивальщице деревни.
Вышивка на полотенце, салфетке, носовом платке и т. п., особенно если она выполнена руками самой невесты,- приятный и запоминающийся жениху и его родне подарок. Такое рукоделие и сегодня по обычаю преподносится в специальном мешочке (типа конверта) для свадебных подарков - букча, который также нередко украшается вышитым узором.
Традиции народной вышивки сохраняются на селе также в связи с давним обычаем сбора рукоделий молодых снох (яшь киленнәр) для награждения победителей спортивных состязаний и игр на всенародном празднике сабантуй. Вышивка играет большую роль и в обряде, которым отмечается рождение первенца - молодая мать одаривает ею своих близких, соседей.
Среди молодежи села распространен обычай: парень, уходящий в армию, получает от своей подруги как символ верности и любви вышитый носовой платок.
Не только в радостных, праздничных событиях принимает участие вышивка. По ритуалу похорон тем, кто опускает покойника в могилу, вручаются вышитые или орнаментированные ткаными узорами полотенца. На похоронах пожилых женщин принято раздавать ее ровесницам вышитые нагрудники (күкрәкчә).
В костюмном комплексе татар вышивка была и остается привилегией женской одежды. Раньше она исполнялась на нагрудниках, фартуках, нарукавниках, украшала различные типы головных уборов, легкие бархатные башмачки и реже - платье. В настоящее время практическое применение нагрудников и национальных головных уборов связано лишь с соблюдением некоторых обрядов женщинами старшего поколения. В современной женской одежде, особенно последних лет, вышивка является модной декоративной отделкой, украшением платьев, блузок, сарафанов, юбок, фартуков и т. д.
В мужской одежде роль вышивки не была велика и раньше. Расшивались узорами лишь тюбетейки, свадебные наголенники (аяк чолгавы) и изредка - свадебные рубахи. Современный мужской костюм полностью лишен вышивки.
Вышивка продолжает очень своеобразно использоваться татарами при изготовлении женской и мужской обуви в технике кожаной мозаики. Своеобразие заключается в том, что это далеко не простой расшив кожи, известный в творчестве отдельных народов. У татар узорно вырезанные разноцветные кожи соединяются в мозаику прославленных казанских ичиг, башмачков оригинальным способом, который одновременно производит стачивание деталей и расшивает соединяющие швы.
Материалы
Уже в середине XIX века татарский народ, наряду с домотканым, широко употреблял покупное полотно. Правда, фабричные ситец, сатин, особенно в отдаленных от Казани районах, до конца столетия почитались за некоторую роскошь. Горожане, в большинстве своем из имущих классов, а также зажиточное крестьянство могли себе позволить и более дорогие ткани: кашемир, атлас, бархат, шелк. Бархат, вельвет, как правило, шли на изготовление вышитых головных уборов, женских башмачков.
Вышивали крученым шелком, овечьей шерстью, реже хлопчатобумажными нитками. Со второй половины XIX века широко применялась фабричная шерсть (гарус).
В золотошвейном деле использовались металлические нити, плотно навитые на бумажную или нитяную основу (к XIX веку настоящие золото-серебряные нити встречались редко, их повсеместно сменила мишура - позолоченная или посеребренная медь, канитель. При расшивке особо нарядных женских и мужских головных уборов, обуви применялись синель, цветной и белый бисер, мелкий речной или поддельный жемчуг. На прославленных казанских полотенцах и калфаках часты дополнительные украшения из золотой и серебряной бахромы, шнура, позумента, блесток, витых металлических спиралей. Некоторые древние, вышитые гладью, калфаки дополняют рельефные выкладки цветочных мотивов из разноцветных лент (так называемая "ушковая аппликация").
В современной татарской вышивке широко применяются лишь нитки мулине, но выбор материалов для основы вышивки очень разнообразен - это различные ткани, изготовленные из животного, растительного и синтетического волокна.
Техника вышивания
Условно технические приемы можно объединить в три группы. Свободные швы: тамбур, ковровый, стебельчатый, несчетная односторонняя гладь, или верхошов, в прикреп, в лом, а также шитье бисером, жемчугом и золотошвейная гладь. Счетные швы: набор, крест, косой стежок, двусторонняя счетная гладь, бархатный, или козлик, петельный. Строчевые швы: цветная перевить, мережка.
Наиболее популярным и по сей день остается тамбурное шитье. Тамбур в татарских вышивках универсален: он выкладывает контуры узоров и им же заполняется внутреннее поле узоров.
Тамбурный шов представляет собой ряд равномерно положенных петель, которые могут быть разной длины и по-разному направлены. Он имеет несколько вариантов. Самый распространенный - простая цепочка, когда каждая последующая петля выходит из предыдущей. На изнаночной стороне такой способ дает ровную линию строчки. Выполняется простая цепочка иглой или крючком (на пяльцах). Главное преимущество крючка перед обыкновенной иглой - в скорости вышивки. Но даже появление во второй половине прошлого столетия тамбурных машин не привело к забвению вышивки крючком.
К вариантам тамбура, выполняемого только иглой, относятся: прерванный тамбурный шов "половина сердечка", открытая цепочка. Если шов "половина сердечка" выполнить в два ряда (ряды расположены вплотную, лицом друг к другу), то получается еще один вариант - шов "сердечко". По принципу открытой цепочки - только петли располагаются не по вертикали, а в ряд по горизонтали- выполняется шов "раскрытая петля". Этот декоративный шов дает на лицевой стороне ряд смыкающихся петель, форма которых напоминает латинскую букву Y.
Различают еще два вида тамбурного шва: низкий (элмә) и высокий (күперткән элмә). Низкий тамбур вышивается тонкой (обычно шелковой) нитью сравнительно крупными стежками, что придает законченному произведению сходство с изящным рисунком, выполненным пером. Узор вышивок высокого тамбура воспринимается как аппликативная выкладка шнуром-мелкие стежки толстой нити крученого шелка или гаруса создают заметно выступающий рельеф.
Существуют различные виды заполнений посредством тамбура. Самый простой способ - спиралеобразное заполнение обыкновенной цепочкой тамбурного шва. Известен и такой оригинальный прием, который, вероятно, восходит к тамбуру - ковровое заполнение (ковровый шов), когда с помощью крючка густо заполняется внутреннее поле узоров закрученными или свободными петлями гаруса. Маленькие закрученные петли дают вышивку с плотным низким рельефом. Есть вышивки со столь маленькими перекрученными петлями, что кажется, будто поверхность соткана из множества узелков. Эти вышивки напоминают оригинальную технику татарских ювелиров - "бугорчатую скань". Свободные большие петли придают вышивкам вид пушистого ковра с высоким ворсом. При любом типе зашива производится оконтуривание заполненных деталей одинарной или двойной цепочкой тамбура, придающее узорам завершенность и подчеркивающее рельефность зашива.
Золотошвейная гладь более широко использовалась населением районов, прилегающих к Казани или имевших с Казанью более устойчивые торговые и прочие связи. Во второй половине XIX века одним из процветающих кустарных промыслов Казани и Заказанья был "каляпушный". Продукция этого промысла - калфаки, тюбетейки, расшитые канителью, мишурой, пользуясь большим спросом, способствовала распространению золотошвейной глади и в других районах.
Пользуясь техникой золотошвейной глади, татары, проживавшие на территории современных Ульяновской и Пензенской областей (в этнографической литературе - это хвалынская и кузнецкая группа татар-мишарей), вышивали очень своеобразные орнаментальные композиции (основные мотивы которых - вихревая розетка, листовидные, роговидные фигуры и т. д.) на концах полотенцеобразных женских головных покрывал тастар и на нагрудниках.
Золотное шитье, но в технике в прикреп (реже - в лом) применялось и для украшения начелышей (налобников) старинного головного убора сурэкэ, бытовавшего лишь среди кряшенской группы татар. Швом в прикреп производился застил золото-серебряными нитями холщовой основы начелыша.
Для прикрепа использовалась шелковая или хлопчатобумажная нить, чаще - тепло-желтого, красного цвета. Каждым стежком этой нити крепилось не более двух нитей мишуры, отсюда точки прикрепа ложились очень близко друг к другу, сливаясь в одну тонкую линию. Многочисленные точки прикрепа выстегивали золотный настил начелышей в виде различных орнаментальных композиций, но исключительно геометрического характера. В настоящее время шов в прикреп - один из тех приемов вышивки, которые совершенно исчезли из народной практики.
Вышивка несчетной гладью шелком и другими нитями была менее популярна в народе, чем золотошвейная гладь. Она встречается в орнаментации некоторых старинных вязаных калфаков, на тюбетейках, полотенцах, салфетках, но, как правило, в сочетании с тамбуром. Более широкое применение несчетная гладь, как и стебельчатый шов, находит лишь в конце XIX - начале XX века. В современной городской вышивке эти швы являются ведущими. Обычно они встречаются в сочетании - стебельчатым выполняются тонкие контурные линии узора, а гладь служит для заполнений. В некоторых сельских районах гладь и стебельчатый шов вытесняли более традиционный тамбур.
Счетная гладь, в отличие от несчетной (верхошов), дает вышивку двустороннюю. Стежки счетной глади ложатся равномерно, плотно (между стежками не более двух ниток ткани) в направлении ниток основы, утка, реже - под углом. Чередованием высоты стежков, сочетанием их горизонтальных и вертикальных направлений создаются различные геометрические или геометризованные узоры.
Разновидность счетной глади - "кладка кирпичиком", когда стежки ложатся в виде кирпичиков-уступов,- встречается в орнаментации очень своеобразных кряшенских свадебных платков "тугэрэк яулык".
Декор этих платков сочетает в себе несколько уровней вышивки, что является следствием многообразия употребленных швов и различной толщины расшивающих нитей. Большая часть узора на платках выполнена ныне забытым швом, который на лицевой стороне образует плотный рельеф. Создается впечатление, что эта вышивка очень сложна по технике, хотя на самом деле применен уже известный "ковровый шов", только выполнен он не крючком, а иглой. Секрет мнимой сложности заключается в том, что расшивающей нитью служит значительной толщины шелк-сырец, причем нить, проходя по изнаночной стороне, затягивается плотно, а на лицевой - перекручивается и кладется свободнее.
Кроме коврового шва, двусторонней счетной глади, орнаментация "тугэрэк яулык" включает и верхошов, а внешние края платка отделаны петельным швом, сеткой козлика (рис. 5) и бахромой. При этом только кладка кирпичиком выполняется тонким шелком (обычно в одну-две нити), для верхошова и коврового шва берется нить потолще (толщина последних варьируется на отдельных участках узора). Рельефность вышитой композиции платков идет и от того, что вышивка предварительно выполняется на отдельном холсте, затем подрезанный узор с изнанки подшивается тканью и только потом приметывается на основу платка.
Косой стежок в отличие от счетной глади дает на изнанке строчку иного направления, чем на лицевой стороне. Стежки этого шва на лицевой стороне ложатся плотно друг к другу строго по диагонали, а на изнанке располагаются параллельно нитям основы.
Косым стежком выполняется роспись контуров основных узоров вышивки на начелышах некоторых "сурэкэ". Но чаще эту роспись делают крестом.
Шов крест получил среди татар некоторое распространение с конца XIX века.
Более ранних вышивок, выполненных крестом, сохранилось мало. Это начелыши "сурэкэ", обрядовые мужские рубахи татар-кряшен и белые холщовые женские рубахи татар-мишарей, проживавших на современной территории Мордовской АССР (темниковская группа). Однако даже этот ограниченный материал позволяет сделать вывод о том, что почти все разновидности креста были известны татарам с весьма давних пор. Среди них - крест с вертикальными стежками на изнанке (рис. 6, а), с горизонтальными стежками на изнанке (рис. 6, б), крест простой редкий, крест двусторонний (рис. 6, в) и, т. д.
Роспись контуров узора крестом на начелышах "сурэкэ" знакомит с двумя приемами этого шва у татар-кряшен. Роспись "крестиком" образует четкую ровную линию лишь вертикальных и горизонтальных контуров мотива, а диагональные, косые линии напоминают легкий мерцающий ажур. Дело в том, что горизонтальные и вертикальные линии вышиваются усложненным крестиком, так называемым "жгутом" (или шов косичкой) - на лицевой стороне обычное пересечение двух мелких косых стежков дополняется еще одним длинным косым стежком (рис. 6, г). Эта сложная техника требует от вышивальщицы исключительного мастерства: крестики нужно столь плотно подогнать друг к другу, чтобы просветы белого холста были исключены. Роспись диагональных линий менее сложна (рис. 6, д). С лица вышивки это обыкновенная цепь крестиков, напоминающая решетку. Кресты в наклонном ряду смыкаются не столь плотно (если сравнить со швом жгут), поэтому линия получается не сплошная, а как бы дробящаяся.
Набор по сравнению с другими счетными швами применялся татарами Поволжья и Приуралья очень незначительно. Напоминающий как внешне, так и по технике узорное ткачество (нить проходит по всей ширине украшаемой поверхности - то по лицевой, то по изнаночной стороне, отсюда на изнанке узор предстает в негативном изображении), набор встречается в основном на полотенцах, салфетках, которые трудно отличить от тканых. Ныне этот шов совершенно исчез из употребления.
Строчевые швы связаны со счетом нитей, но выполняются по разреженной ткани (нити или выдергиваются или подрезаются). Вышивка мережкой - способ для татар сравнительно новый, встречается в рукоделии горожан с конца XIX в. В этом отношении шов цветная перевить - один из популярных в сельских вышивках татар, проживавших на территории Мордовии и Приуралья (пермских татар, тептярей). Он используется в орнаментации концов головного полотенца "тастар", украшает свадебные полотенца.
Цветная перевить выполняется иглой на пяльцах. Цветной шерстью, реже другими нитками, обвиваются образовавшиеся после разрежения ткани столбики нитей основы и утка, при этом количеством выдернутых нитей варьируются размеры сетки (рис. 7). По характеру узоров цветная перевить татар особенно близка к русской строчевой вышивке. Эта техника исчезла из татарской вышивки в начале XX века.
Цветовая гамма
Ткань - основа вышивки, и нити, выкладывающие на ней узор, уже несут в таких своих качествах, как цвет, фактура и т. д., определенную декоративность, которая может различно проступать или сознательно обыгрываться в зависимости от способа орнаментации.
Для татарской народной вышивки характерно многоцветие, которое начинается прежде всего с основы - материала, предназначенного для расшивки.
За исключением небольшого ряда предметов (полотенца, свадебные наголенники), вышивка производилась на цветном материале. Выбор цвета ткани зависел в основном от индивидуального вкуса мастерицы, предпочтение отдавалось материалам ярких насыщенных тонов - зеленому, желтому, фиолетовому, синему, красному, бордо. Довольно редко вышивка велась по черному фону. Из комплекса бытовых предметов лишь на намазлыки да коврики второй половины XIX - начала XX вв. шли черный сатин, кашемир, сукно. Эти редкие вышивки по черному материалу производят впечатление наиболее нарядных, дорогих - глубокий черный фон изделия усиливает звучность контрастных ярких цветов вышивки. С появлением тамбурной машины роль вышивок по черному фону возросла, ибо машинная вышивка в основном поступала на рынок, который диктовал свои вкусы, предпочитая яркую декоративную вышивку.
Поразительно и цветовое богатство расшивающих нитей, окрашенных во все цвета спектра, тона и оттенки.
Отдельные тамбурные вышивки насчитывают сочетания более 10 цветов. Но даже в тех случаях, когда употреблено не более 5-6, вышивка создает иллюзию большего разнообразия цвета. Причиной этого является типичная для татарской вышивки второй половины XIX века асимметричность цветовой композиции. Она характерна не только для окраски орнаментальных мотивов, но даже их составных частей - так могут отличаться по цвету одна половина листика от другой, различным бывает цветовое решение прожилок, лепестков цветка и т. д. Однако такая асимметрия редко вносит дисгармонию в общую цветовую композицию вышивки.
Несмотря на множество используемых цветов, вышивки редко производят впечатление излишне пестрых. Отчасти сказывается одна из функций цветного фона (регулятора цветоотношений), а еще в большей мере мягкость тона расцветки, особенно в вышивке шелком. Легкость, ажурность узора из тонкой контурной линии придают и цвету легкое благородное звучание.
Яркие, звонкие тона татарской вышивки в основном связаны с гарусом, крашенным анилином, а ближе к концу века с популярной его разновидностью - теневым гарусом (у татар он носит название "зияф", "таплы зияф", или "тамбур җебе"). Шелковые нити теневой окраски в основном употреблялись в машинной вышивке.
Теневой гарус значительно обогатил выразительные средства татарской вышивки. Отсутствие прямой светотеневой передачи в тамбурных вышивках, где сама техника предопределяет локальность цвета, компенсировалось раньше лишь в вышивках шелком, за счет его блеска. Теневой гарус с плавными переходами от цвета к цвету - от ярко-желтого к лимонно-желтому, салатному, травяной зелени, темно-зеленому или от бледно-розового к алому, малиновому и т. д.- был как бы специально создан для светотеневой вышивки.
Эта особенность теневого гаруса своеобразно и эффектно обыгрывалась вышивальщицами в двух типах коврового заполнения. В первом случае петли гаруса вытягиваются ряд за рядом или же по спирали. Плотно пригнанные друг к другу, сливаясь, они создают мешанину цвета. Цветочные мотивы своей окраской при таком заполнении хорошо сравнимы с "анютиными глазками", цветком, для которого характерны то плавные, мягкие переливы разных тональностей одного цвета, то неожиданные контрастные сочетания. Очень редко рукодельница озабочена созданием определенного цветового пятна. Как правило, это дело случая. Но как ни парадоксально, эта "беспорядочность" и дает наибольшую иллюзию воспроизведения реальной окраски мотива.
При другом виде зашива мастерица связана границами определенного тона, цвета нити. Она вытягивает петли с таким расчетом, чтобы мотив или деталь мотива были окрашены в разные цвета в виде полос, направленных по горизонтали, вертикали, диагонали, по спирали или же "в крапинку". Такие заполнения, интересные с точки зрения технических возможностей, отличаются яркой декоративностью, но более удалены от естественной окраски мотива.
Вышивки теневым гарусом отмечены своеобразным эстетическим вкусом народа, который в лучших своих образцах не преступал необходимой меры декоративности. Вышивка теневым гарусом подарила нам произведения, любуясь которыми, мы отмечаем, что "живописать" способна не только кисть.
Щедра и красочна цветовая палитра вышивок, выполненных в технике цветной перевити. В отличие от свободных и глухих счетных вышивок (по целой ткани) орнаментальная композиция цветной перевити создается ритмичным чередованием различных расцветок обвивающей нити. Излюбленные расцветки - красная, желтая, синяя, зеленая, фиолетовая, оранжевая, розовая, бордо. Иногда, в дополнение к ним, берется еще и белая нить, которой обводятся контуры (шириной в одну клетку) отдельных орнаментальных фигур. При участии белой нити еще более отчетливо проступает способность "цветной перевити" создавать двухмерный (когда фон и узор становятся полноправными, как негатив и позитив), а порою и многоплановый орнамент.
В одной вышивке обычно используются нити от пяти до семи расцветок. Если для старинных рукоделий характерны более мягкие тона, тонкие цветовые сочетания, то вышивки конца XIX века демонстрируют яркие контрастные цветосочетания гаруса.
К концу XIX века многоцветие распространилось даже на вышивку нагрудников кузнецкой группы татар-мишарей. Если раньше оригинальные узоры этих нагрудников расшивались золотом, то теперь золотные нити сочетались с шелком 3-5 расцветок в виде небольших горизонтальных полосок.
Вышивки на головных уборах "ак яулык", "тугэрэк яулык" отличаются редкой в татарском шитье второй половины XIX века лаконичностью цветового решения. Несмотря на обилие оттенков, цветовая гамма этих вышивок представляет в целом двухцветное сочетание - черного и красного (на белом фоне).
В современной татарской вышивке цветовые решения очень разнообразны, но в целом в ней сохраняется характерное и для прошлого многоцветие.
Материально-техническая основа вышивки сказывается не только на характере цветового оформления узора, но определенным образом она взаимосвязана с самим вышиваемым орнаментом.
Рис. 1 а. Простой тамбурный шов ("цепочка").
Рис. 1 б. Тамбурный шов прерванный - "половина сердечка".
Рис. 1 в. Открытая цепочка.
Ф.Ф. Гулова . "Татарская народная вышивка", под редакцией Р.Г. Мухамедовой,
Казань, Татарское книжное издательство, 1980г Наш адрес:
г.Казань, ул.К.Насыри, 25,
тел. (843) 293-93-08,

icq : 371-236-873
Шелковый рай на земле
По материалам сайта "Шелковый Кот"
Город Сучжоу по праву является одним из самых известных и посещаемых туристами городов Китая. Сами китайцы называют эту местность "Рай на земле"; иностранцы предпочитают другое название "Китайская Венеция" - из-за множества каналов, придающих сходство Сучжоу с известным итальянским городом. Сучжоу - один из самых старых городов в бассейне реки Янцзы; это название было известно еще в 600 годах нашей эры, когда Сучжоу являлся центром сооружения Великого Канала. В 1276 году этот город посетил Марко Поло, который описывал его словами "великий" и "благородный". В это время Сучжоу уже славился своими красивейшими садами, более 100 садов в этом городе отлично сохранились до нашего времени, многие из них включены в мировое культурное наследие ЮНЕСКО.
Изящные классические сады, старомодные здания и тонкие полукруглые мосты сделали Сучжоу известным историческим и культурным городом, полным поэтического очарования. Но наибольшую известность провинция Сучжоу получила благодаря зародившемуся здесь искусству ручной вышивки шелком по шелку.
Сучжоуская техника шелковой вышивки появилась более 2000 лет назад, и, благодаря постоянному оттачиванию мастерства, передающегося из поколения в поколения, постепенно достигла совершенства. Были времена, когда в Сучжоу практически каждая семья занималась разведением тутовых шелкопрядов для получения шелковых нитей, использовавшихся для вышивки. Даже названия, сохранившиеся в Сучжоу до настоящего времени, говорят сами за себя: "переулок шелковой нити", "фабрика шелка", "улица вышивки цветов", и другие.
Город Сучжоу превратился в центр шелковой вышивки, он стал широко известен не только в Китае, но и за рубежом. Уже в начале XX веке техника шелковой вышивки значительно усовершенствовалась благодаря влиянию запада. Появилась "Реалистичная вышивка" - именно этой техникой был выполнен вышитый портрет Лины, королевы Италии, который был преподнесен Италии в 1909 году в качестве государственного подарка, и стал настоящей мировой сенсацией. В 30-е годы появился стиль "Произвольный стежок": эта техника вышивки предполагает использование стежков различной длины и направлений, а также наложение многочисленных слоев шелковых нитей различных цветовых оттенков, что позволяет добиться поразительного эффекта игры света, "трехмерности" и реалистичности вышитых картин.
Как и в прежние времена, процесс создания вышитой картины требует огромных затрат труда мастера-вышивальщика: в среднем, одна вышитая картина создается в течение нескольких месяцев непрерывного и тяжелого труда, а отдельные работы мастера вышивают больше года! Сучжоуская техника ручной вышивки продолжает свое развитие. В настоящее время промышленность провинции Сучжоу производит шелк по усовершенствованной технологии, что позволяет создавать вышитые картины в еще более ярких и живых красках и добиваться поразительных визуальных эффектов. Множество людей во всем мире уже открыли для себя яркую красоту вышитых картин мастеров провинции Сучжоу. Присоединяйтесь!
Очарование чиканкари
Техника этой изящной вышивки родом из города Лакхнау, штат Уттар Прадеш. Слово "чикан" восходит к персидскому "чакин" – буквально «выполнять узоры на ткани».
Греческий историк и путешественник Мегасфен пишет, что вышивка чикан происходит из Восточной Бенгалии, он упоминает цветочную вышивку на тонком муслине в своих записках, которые относятся к 3 веку н. э.
Мастера полагают, что чиканкари появилась ещё в пророческие времена. Есть поверье, что в своих странствиях некий пророк проходил через одну деревню в Уттар Прадеш и попросил воды у жителя. В награду за предложенную ему воду, он даровал искусство чиканкари бедному крестьянину, чтобы это искусство навсегда избавило его от голода и нищеты.
Известно, что в первой трети 17 в. это искусство было впервые представлено при дворе прекрасной супругой императора Джахангира Нур Джахан. Вдохновленная образцами турецкого искусства вышивки, она стала подлинным мастером чиканкари.
Каково бы ни было происхождение этой вышивки, она неизменно приводит в немое восхищение, а сложность ее узора напоминает тончайшую резьбу по мрамору.
Традиционное искусство чиканкари - это вышивка, выполненная белой нескрученной (рыхлой) нитью по тончайшему белому муслину. В прошлом ею часто украшали верхнюю одежду (дупатта, курта, сальвар-камиз, сари), а в наши дни чиканкари используется и при оформлении занавесей, покрывал, столового и постельного белья.
Чиканкари - это тонкая и трудоемкая ручная вышивка, выполняемая на различных тонких тканях, таких как муслин, шелк, шелковый или синтетический шифон, жоржет, органза, вуаль и пр.
Предпочитаются ткани светлого окраса. Для вышивки используются нескрученные нити. Наряду с традиционной одноцветной вышивкой, сегодня в моде вышивка цветными нитями из шёлка и хлопка. Также широко используется включение в чиканкари вышивки бисером, бусинами, блестками, металлизированной нитью и канителью.
Мастера обучаются этому искусству по 15-20 лет, а на изготовление одного изделия (курта, сальвар, дупатта) может потребоваться до 15 дней.
Долгое время эта вышивка была придворным искусством, сегодня же она является живой традицией и предметом активного потребительского спроса. Центром индустрии чиканкари с незапамятных времён остается город Лакхнау.
Дизайн
разрабатывается, исходя из ткани, на которой будет выполняться вышивка. Подбор стежков для вышивки производится на основе выбранного рисунка. В мотивах для вышивки используются цветочные и декоративные орнаменты, что было обусловлено традициями искусства (ислам запрещает изображения животных, птиц и людей). Орнамент может покрывать все изделие, либо украшать только его часть. Среди самых популярных мотивов: жасмин, розы, цветочные стебли, лотос, манго ("огурец").
Изготовление печатной формы и нанесение узора
Узор для вышивки вырезается на деревянной плашке (печатной форме) и затем наносится на ткань легкосмываемыми красками, такими, как нил или сафеда. Иногда узор наносят от руки без печатной формы, что усложняет работу.
Вышивка
Ткань с напечатанным эскизом будущей вышивки передают мастерице, которая натягивает ткань на специальные пяльцы, называемые карчоп. Вышивальщицы выполняют работу над узором, используя различные виды стежков. Разнообразие их видов исчисляется десятками!
Стежки, используемые в чиканкари:
1. Тепчи - длинные стежки вперед иголку, которые выполняются 6 нитями по лицевой стороне, обычно 4 нити с лицевой и 1 с изнаночной. Таким образом, формируется линия. Обычно этот тип стежка используется для обводки основы для более сложной вышивки или для выполнения простых фигур.
Техника: его выполняют движением иглы справа налево (рис.2а) Стежки можно располагать по лицевой и изнаночной стороне ткани в два и более ряда (рис.2б, в). Шов «вперед иголку» иногда выполняют и по кривой линии, например в узорах с произвольным рисунком.
2. Бакхия выполняется с изнаночной стороны швом "восьмерка". На лицевой стороне изделия образуется контур в виде строчки, нити "восьмерки" просвечивают через тонкую ткань, образуя красивую "тень".
Техника представляет собой сплошной шов «козлик», то есть перекрещивающиеся стежки соединяются друг с другом. На лицевой стороне образуются два ряда параллельных стежков с промежутками в виде строчки. Наклон стежков должен быть от 30 до 40 градусов. Шов «восьмерка» может быть узким, широким, частым и редким. Выполняется он так же, как шов «козлик», только каждый последующий прокол делается в предыдущий. Шов «восьмерка» может быть использован для заполнения различных фигур сложной формы. В этом случае, по меньшей дуге расстояния между стежками будут меньше, а по большей – больше (рис. 9)
. Хул - это стежок, который выполняется как "глазок" или "дырочка". Этот стежок может выполняться шестью нитями и обычно им оформляют центр цветка.
Техника: (рис. 6). рисунок обметываем по контуру, затем толстой штопальной иглой прокалываем ткань в центре кружочка и раздвигаем нити, постепенно увеличивая дырочку вращательным движением. Край дырочки обметываем гладьевым валиком мулине в одну нитку.
4. Занзира - небольшие стежки в виде тамбурного шва (шов "цепочка"), которые выполняются одной нитью по лицевой стороне. Его используют для окончательной обводки листьев, лепестков или бутонов, т.к. это шов очень тонкий.
Техника: иглу вводят в то место, откуда нитка вышла с изнаночной стороны ткани на лицевую. Далее иглу выводят на лицевую сторону так, чтобы она прошла в предыдущую петельку, и таким образом выполняется цепочка из петелек.
Техника: (рис.4) его можно выполнять двумя руками или одной правой рукой. При этом левой рукой и придерживают рабочую нить во время выполнения шва. Сделав в ткани первый стежок, иглу выводят у середины стежка с левой стороны. Рабочую нитку прижимают к пяльцам большим пальцем левой руки, недалеко от того места, где она вышла из ткани, и прокалывают ткань выше первого стежка. Выводят иглу у середины второго стежка. Таким образом, шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки от себя. Каждый новый стежок, при этом, выходит вперед наполовину предыдущего.
При выполнении стебельчатого шва, рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны - справа или слева. Менять положение нитки во время работы нельзя. Существует два способа исполнения этого шва. При первом способе (рис. 4а) шов получается узким слегка выпуклым, при втором (рис. 4б) — широким в виде шнурка.
6. Банарси - этот шов не имеет аналогов среди стежков, использующихся в европейской вышивке. Это витой шов, который выполняется 6-ю нитями по лицевой стороне ткани. Начиная справа, делают стежок влево примерно через 5 нитей, затем вертикально делается стежок через 2 нити. Затем игла втыкается в середине первого стежка примерно на 2 нити ниже его и выводится правее и выше на 2 нити горизонтального стежка.
7. Кхатау похож по виду на шов "бакхия", но тоньше и выполняется в форме аппликации. Элементы узора вырезаются из хлопковой ткани, затем они накладываются на изнаночную сторону вышивки и пришиваются мелкими гладьевыми стежками. На лицевой стороне это дает эффект "тени".
8. Фанда и мурри - это стежки, которые обычно используются для вышивки центра цветка в чиканкари. Они выполняются как французские узелки. Мурри имеет вытянутую форму наподобие рисового зерна, а фанда - круглые узелки в виде просяного зернышка.
Техника: иглу с рабочей ниткой выводят на поверхность ткани, наматывают на иглу нитку 1—2 раза и прокалывают ткань на небольшом расстоянии от того места, где нитка вышла на поверхность ткани. Затем осторожно протягивают нитку на изнаночную сторону, подтягивая получившийся узелок к ткани.
9. Джали - это техника вышивки, похожая на мережку, однако нити не выдергиваются из ткани, и аккуратно раздвигаются и закрепляются маленькими стежками петельным швом, таким образом, получается изящная сетка, либо орнамент из отверстий, чем-то напоминающий мережку или хардангер.
10. Турпаи и дарздари тоже важные виды стежков в технике чиканкари. Турпаи используется при вышивке тонкими нитями. У дарздари есть несколько разновидностей, особенно часто используются кохидарз, камал дарз, шанкарпара дарз, мучи и сингбхада дарз.
11. Еще несколько разнообразных стежков, используемых в чиканкари: печани, биджли, гхаспатти, макра, каури, хахткади, банджкали, сази, каран, капкапи, мадраси, буль-буль часм, тадж махал, джанджира, канган, дхания-патти, розан, мехарки, чанапатти, балда, джора, кил канган, бульбуль, сидхаул, гхас ки патти и др.
Стирка и завершение
После того, как вышивка закончена, ткань стирается и проходит завершающие стадии обработки: отбеливание, обработку кислотой, крахмаление и глажку.
И, наконец, шедевр готов!
Текст: Екатерина Шурыгина
Редакция: Елена Тарасова
Санкт-Петербург, тел.: +7 (812) 923 38 40, + 7 (911) 237 77 99, тел./факс: +7 (812) 746 24 43, e-mail:
© Елена Тарасова, 2001-2009 Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка обязательна.
Перевод английских терминов руколельницы
Aspect ratio
Отношение, пропорциональность размеров и изменений (в программах)
Backstitch
Строчка назад иголкой, прямой стежок, применяемый для обводки и подчеркивания рисунка вышивки
Banded cross
Тип сложного, декоративного стежка
Basting
Наметка
Basting thread
Нитка для наметки
Blends
Смесь, смешение (имеется ввиду смешанная, составленная из нескольких цветов нить, применяемая для более плавного перехода цветов или при замене недостающего цвета)
Сhart
Схема, карта, план, диаграмма, чертёж, таблица
Canvas
Канва (основа), холст, картина
Chart cross stitch
Схема вышивки крестом
Clipart
Библиотека заготовок, изображений (в программах)
Counts
Счет (графы)
Counted cross stitch
Счетный крест (работа над вышивкой по схеме со значками). Один из самых сложных, но и результативных (имеется ввиду конечное качество работы) типов вышивки.
Cotton
Хлопок (в нашем случае хлопковая нить)
Craft
Рукоделие, ремесло, мастерство
Cross
Пересечение, наискось, косо, зачеркивать
Cross stitch
Перекрестный стежок, вышивка крестом
Crossstitch
Вышивка крестиками, крестик, перекрестный стежок
Current palette
Текущая, используемая палитра ниток
Custom
Произвольный, взятый на выбор, любой выбранный (без классификации)
Dice
Вышивать узор квадратиками
Double pekinese
Тип сложного, декоративного стежка
Dove's eye
Тип сложного, декоративного стежка
Eyelet Hardanger
Тип сложного, декоративного стежка
Embroidery
Вышивка. (чаще применяется как понятие машинной вышивки)
Embroidery chart
Схема вышивки
Fabric
Ткань, сетка, основа, канва (в нашем случае)
Fabric type
Тип канвы, основы (Aida, Linen, Tapestry, Plastic)
Fancy - work
Вышивка, вышивание
Floss
Шелк, вышивальный шелк, нитки для вышивки
Floss color
Цвета вышивального шелка, цвета ниток
Floss palette
Палитра шелка, ниток
Flood full
Водяная заливка (ведерко - инструмент в программах)
French knot
Французский узелок (тип стежка)
Full stitch
Полный стежок, полный крест
Gaps between stitches
Промежутки между стежками
Grid
Сетка, разбиение стежков (в программах)
Grid count
Счет сетки, разбивка (обычно по 10 стежков), цена деления
Half stitch
Полукрест, половина креста (одна диагональ)
Handiwork
Ручная работа, рукоделие, работа, изделие
Needle
Игла, иголка
Needlepoint
Вид вышивки, чаще всего шерстью с различной техникой выполнения стежка
Needle point
Точка укола иглы (острие иглы)
Needlework
Ручная работа, рукоделие, шитье, вышивание
Needle's eye
Игольное ушко (буквально - глаз иглы)
Notes
Примечания, дополнения
Number
Номер (по классификации)
Pattern
Выкройка, образец, пример, схема, узор
Pattern area
Область рисунка, схемы (в программах имеется ввиду чистый размер без полей)
Pattern Maker
Изготовитель схем, выкройки (также известная фирма производитель программного обеспечения)
Palette
Палитра, набор цветов, цветовая гамма
Pixel
Минимальный размер, точка (единица настройки размеров в программах), элемент картинки
Purl
Галун, бахрома, вышивка, изнаночная вязка
Quarter stitch
Четверть стежка крестом (из угла до центра ячейки, в границах полного стежка)
Sampler
Образец вышивки (перешедший в отдельный стиль работ, совмещающих, как правило, рисунок, текст и являющийся повествованием о событии)
Size
Размер
Solid
Цветной блок, заливка, тело (термин применяется в программах и имеется ввиду способ отображения схемы)
Skein
Моток пряжи
Skein Length
Длина мотка ниток
Square filling
Тип сложного, декоративного стежка
Stitch, stitches
Стежок, стежки (в нашем случае - крестик), стёжка, шов
Stitch craft
Умение (мастерство) вышивать
Strands
Сложение (во сколько сложений нить)
Strands Per Skein
Во сколько сложений моток пряжи (для подсчета расхода ниток в программах)
Symbol
Символ на схеме, знак
Symbol font
Символьный шрифт (в программах)
Tapestry
Гобелен
Texture
Грубая (тонкая) ткань, текстура
Thicknesses stitch
Толщина стежков (отображение в программах)
Thread
Нитка, нить (в буквальном смысле триада, так как нить состоит и трех меньших нитей), также имеет значение заправлять нитью, продевать нитку (в иголку).
Three quarters
Три четверти креста (диагональ + четверть)
To ply one's needle
Заниматься шитьём, шить
Type
Тип (канвы, палитры ниток и пр.)
Usage Summary
Итоговый подсчет, резюме в описание схемы (количество стежков, типы стежков, расход ниток и т.д.)
Источник: http://www.stitcher.ru/archive/abc.htm
Почему исчезает техника традиционной вышивки, которая передавалась из поколения в поколение?
Ещё только двадцать лет назад вышивка была чем-то, что вызывало в воображении картину того, как наши матери и бабушки сидели в течение многих часов, изящно вышивая одежду, передники или гобелены, которые использовались затем для обивки мебели. По-видимому, из-за того, что в настоящее время уверенность и доверие к развитию высоких технологий увеличивается, кажется, что младшим поколениям больше не преподают навыки и методы вышивки, которые раньше передавались от матери к дочери.
Современная потребность в вышивке выражается, например, в ее использовании в корпоративных целях. К примеру, эмблема или лозунг фирмы наносятся на рубашку или футболку. Это массовая продукция производится на швейных автоматизированных машинах. Все, что для этого требуется - небольшой графический рисунок, потом рисунок загружается в компьютер, а швейная машина делает остальную часть работы, часто даже нет большой необходимости в том, чтобы при этом присутствовал человек, чтобы просто наблюдать за этим процессом. Из-за того, что автоматизированный процесс просто штампует одинаковые рисунки, у людей появляется желание заняться ручной вышивкой.
Ручная вышивка все еще жива?
Да, ручная вышивка все еще имеет очень большой спрос; однако актуальный тип вышивки, которая чаще всего выполняется, для основного населения считается просто хорошим хобби. Самая популярная техника вышивки – вышивка крестиком. Материал для вышивки крестиком вы можете найти почти в любом ремесленном магазине или в специализированных магазинах, где вы сможете купить все подручные материалы для вышивки крестиком. Это превосходно, поскольку этот факт показывает, что к технике вышивки все еще есть интерес. Однако специализированные магазины и ремесленные магазины часто не поставляют требуемый материал для более традиционных, передаваемых из поколения в поколение методов вышивки типа Ассизи, вышивки металлическими нитками, вышивки золотыми нитками и ещё многими другими. Эти более традиционные методы вышивки требуют знания и умения специалистов, так как эти методы не ограничиваются только техникой вышивки крестиком.
Мы все еще нуждаемся в ручной вышивке?
Нет никакого правильного или неправильного ответа на этот вопрос. Хотя с упадком традиционных методов вышивки, скоро в этой области появится нехватка людей с такими навыками, когда возникнет потребность выполнить восстановительные работы на вышивках, которые являются семейной реликвией и на которых вышивка сделана в этой традиционной технике.
Действительно ли новая технология вышивки плохая вещь?
Нет, это касается не всех фирм, которые автоматизируют процесс создания вышивки. И это может означать, что новый проект может быть создан за очень небольшое количество времени, тем более что всегда есть потребность к более сложным проектам вышивки, а также вышивки крестиком. То, что действительно может исчезнуть, так это навыки создания оригинальных образцов искусства вышивки, основанного непосредственно на стежках. В традиционной технике вышивки не используется готовый рисунок, он создаётся в процессе вышивки – это как часть вышивки; здесь используется смесь определенных стежков, что создаёт очень приятную картинку или образы, точно так же как часть художественной работы.
Таким образом, мы действительно теряем традиционные навыки вышивки?
Да, это наиболее определенный ответ. Необходимо больше делать для того, чтобы люди увлекались вышивкой вручную, и не только как хобби, а во многих случаях профессионально. Мы должны служить примером и поощрять следующее поколение исследовать некоторые из замечательных вещей, которые были созданы традиционными методами вышивки.
Русская народная вышивка.
Русская народная вышивка — один из древнейших видов русского народного творчества. Вышивку применяли для украшения повседневного и праздничного костюмов, предметов убранства крестьянской избы: столешники (скатерти), подзоры, полотенца. В праздничные дни все стены избы украшали вышитыми полотенцами. Кроме того, полотенце с вышивкой — это традиционный русский подарок. На свадьбе, крестинах и других семейных праздниках было принято одаривать ими почетных гостей.
Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму.
В основном вышивку выполняли на белом льняном домотканом холсте, встречается она и на шерстяных тканях, кумаче, шелке или бархате. Шелковые и бархатные ткани применяли чаще всего для изготовления женских и девичьих головных уборов, которые украшали золотой вышивкой с добавлением фольги, цветных стекол, перламутра и жемчуга.
В русской народной вышивке, отличающейся большим разнообразием как технических приемов исполнения узора, так и орнаментальных мотивов, можно выделить две большие группы.
К первой группе относятся вышивки, швы которых выполняются по счету нитей и поэтому тесно связаны со структурой ткани. Ко второй группе относятся вышивки, швы которых не зависят от структуры ткани и свободно располагаются на гладком фоне.
Вышивки первой группы делятся на ажурные и верховые. Все разновидности ажурного (сквозного) шва носят общее название «строчка». Простейшей формой строчки являются мережки. На народных изделиях Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской, Рязанской, Тверской и /других губерний встречаются узкие и широкие мережки с различным закреплением нитей и заполнением пространства между ними. Для мережек из ткани выдергивается три - пять и более нитей по основе или утку. Затем полученные свободные нити собираются в пучки, которые располагаются параллельно или по диагонали. Такие мережки называются столбиком и расколом. Часто мережка-столбик заполняется разделками в виде «пучков», «копеечек», «воздушных петель», плотных настилов и других швов. Иногда по столбикам широкой мережки прокладываются в нужном направлении нити — сновки, на которых затем переплетением рабочей нитки образуется сложный узор из кругов, звездочек, цветочных розеток. Сновочные мережки обычно применяются в крестецкой вышивке, но встречаются они и в изделиях других районов вышивального искусства.
В мережках преимущественно применяются белые разделки, однако в рязанской, орловской и тверской вышивках встречаются и цветные. Кроме мережек, в народной вышивке большое распространение получила белая строчка. Она выполняется по сетке, которая получается па ткани путем выдергивания трех-четырех нитей основы и утка. Затем горизонтальные и вертикальные столбики сетки по диагонали поочередно обвивают белыми нитками. Перевитую сетку заполняют разнообразными узорами. Народные мастерицы разработали множество приемов заполнения сетки. Наиболее распространенными являются «плотный настил», «штопка», «рогожка» и т. д. В нижегородской, костромской, ярославской и вологодской вышивках, кроме общераспространенных приемов заполнения сетки, часто встречаются «воздушная петля», «паучки», и другие швы, образующие узор в виде плотных кружочков или легкий узор, напоминающий красивую узорную решетку. В Калининской области мастерицы любили применять стлань, которую выполняли приемом штопки, но по неперевитой сетке. В Рязанской области в стлань вводили цветные нитки, которые позволяли создавать богатые и тонкие сочетания различных оттенков цвета. В резуль¬тате применения узорных разделок на сетке получался красивый фактурный узор на ажурном фоне.
Разновидностью белой строчки являются вырезы. Вырезы выполняются по крупной сетке с ячейкой до 0,5 см. Нити столбиков сетки при этом переплетаются плотным настилом. В прошлом во Владимирской и Рязанской губерниях в этой технике делали интересные образцы сюжетных вышивок. Но в основном вырезы применялись для создания геометрических узоров. В средней полосе России часто встречаются одноцветные или белые вырезы, на юге и севере такая вышивка выполняется на основе сочетания ярких цветных ниток.
В Смоленской, Тверской, Калужской, Рязанской, Орловской губерниях мастерицы чаще применяли цветную перевить. В отличие от белой строчки в цветной перевити столбики сетки плотно обвиваются цветными нитями, обычно красными или золотистыми, но встречаются малиновые, лиловые или розовые цвета. На ярком цветном фоне четко выделялся белый узор, который нередко был расцвечен зелеными, золотистыми, голубыми или оранжевыми тонами.
Разновидностью народной ажурной вышивки является сновочная строчка, которой владели только мастерицы Новго¬родской губернии. До сих пор на фабрике в Крестцах Новгород¬ском области сновочную строчку применяют для оформления изделий. Сковочная строчка представляет собой вышивки по крупной сетке с мотивами, которые выполняются по сновкам. Сновками называются нити, которые прокладываются поверх сетки или в тех местах, где соответственно узору удаляется ткань в виде квадрата или прямоугольника. Сновки закрепляются по краям строчевых мотивов в нужном направлении по горизонтали, вертикали или диагонали. По сновкам переплетением рабочей нити образуется ажурный узор геометрического характера.
Ко второй группе относятся вышивки: «тамбур», «гладь по рисовке» (свободная гладь), «владимирская гладь» и швы, использующиеся в золотом шитье.
На владимирской глади длинные стежки идут только по лицевой стороне ткани, плотно заполняя мотивы узора яркими цветными нитями; с изнанки же мелкие стежки образуют лишь линии контура. Такой шов используется в основном для выполнения растительного орнамента и часто сочетается со стебельчатым швом и тамбуром. Исполняется шитье следующим образом: стежки кладутся косо, в двух от середины листа. В цветах стежки идут от центра к краям веерообразно. Сердцевины цветов вышивают «набором» или наполняют сеткой. Узоры владимирской глади вышивают толстой красной нитью с добавлением синих, желтых и зеленых ниток. В настоящее время, кроме красных, применяют для основного рисунка желтые или оранжевые нитки. Вышитые рисунки часто окаймляют так называемой «кисточкой», где пучки из 4—5 стежков объединяются в центре зигзагообразной линией. Наряду с техникой владимирской глади владеют искусством вышивки «белой гладью». Белую гладь выполняют на тонких тканях по рисовке. Сначала контур переведенного на ткань рисунка прометывают частыми стежками, затем на узор настилаются нитки крупными стежками, потом этот настил закрываю плотно уложенными параллельными стежками. В результате получается выпуклый узор, разнородный по фактуре. Узоры для белой глади составляются преимущественно из растительных мотивов. Однако в настоящее время белая гладь с успехом используется для сложных сюжетных вышивок.
По второй половине XIX в. в народной вышивке получил большое распространение «тамбур». Тамбуром вышивали по холсту или по фабричным гладкокрашеным тканям, особенно кумачу. Тамбурный шов имеет вид цепочки, звенья которой заходят одно и другое. Выполняли тамбурные вышивки иглой или крючком, такая вышивка часто встречается в Костромской, Ярославской и Тверской губерниях.
Кроме искусства вышивания цветными нитками, было распространено и шитье золотом и серебром. Золотое шитье применяли для украшения головных уборов и праздничных нарядов. Приемы закрепления золотых нитей на ткани отличаются большим разнообразием. На тонких тканях золотую нить пропускали сквозь ткань, т. е. шили на «проем». На плотных и тяжелых тканях золотые нити накладывали поверх ткани и укрепляли тонкой шелковой ниточкой, которую почти не видно. Узоры прикрепов имеют поэтические названия: «рядки», «городок», «денежки», «ягодка простая», «ягодка двойная» и т. д. Кроме того, существует рельефное шитье золотыми нитями, которое выполняется по карте, по настилу или по веревочке. При этом узор предварительно выкладывают кусочками картона, вырезанными по его форме, или застилают мягкими толстыми нитками, после чего по готовому настилу золотая пить плотно укладывается параллельными стежками и прикрепляется к ткани тонким цветным шелком. Часто весь контур шитья окаймляют небольшим золотым или серебряным шнурком, который придает всему узору большую выразительность и рельефность. Для золотого шитья использовали в основном дорогие покупные шелковые и бархатные ткани, изредка холст. Для украшения народных головных уборов применяли фольгу, перламутр, жемчуг, цветные стекла, которые органично сочетались с шитьем золотыми и серебряными нитями.
Все основные швы, которые в прошлом народные мастерицы применяли для украшения своих изделий, широко используют на современных строчевышивальных фабриках. Кроме того, мастерицы предприятий не только в совершенстве владеют традиционными приемами, но и создают новые, более декоративные швы, которые позволяют применять различные цветные нитки в одном узоре. Вышивку выполняют на современных тканях с крупной структурой типа лавсана, редины, льняного полотна и т. д. Наибольшей красочностью отличаются декоративные мережки, узоры которых заполняют настилом или прикрепом из цветных ниток. При этом закрепляют столбики мережки с помощью различных швов: «крест», «восьмерка», «косичка» и т.д. - белыми и цветными нитками. Эти швы образуют по краям мережки рельефные узоры, которые служат переходом от глади фона к ажуру основной вышивки.
Шов косичка представляет собой два ряда косо лежащих параллельных стежков. Оба ряда выполняются одновременно и переплетаются друг с другом, причем стежки одного ряда длиннее, чем стежки другого. Швом косичка можно одновременно стягивать столбики двух рядом лежащих мережек.
Шов восьмерка представляет собой перекрещивающиеся стежки на лицевой стороне и два параллельных ряда на изнанке. Этот шов применяется для стягивания столбиков, чаще всего двух рядом лежащих мережек. Продержка, отделанная швом восьмерка, широко применяется для оформления современных изделий из редины. При выполнении шва восьмерка под продержкой получается рельефный узор в виде узкой цветной полосы с ребристым краем.
Кроме ручной вышивки, в настоящее время на фабриках распространена машинная вышивка. На строчевышивальных фабриках художественных промыслов вышивальные машины появились во второй половине 30-х годов. Художники предприятий и НИИХП создали немало интересных рисунков для машинной вышивки. В 50-е годы на предприятиях и начались поиски путей выполнения традиционных узоров на машинах различных систем.
В настоящее время наибольшее распространение имеют следующие вышивальные машины: тамбурные машины отечественного производства; ажурно-мережечные машины с ширителем и без ширптеля отечественного и зарубежного производства, на которых выполняется разделение мережки на столбики; швейные машины отечественного производства, на которых производится обвив сетки, заделка края строчевых мотивов, узорные разделки по сетке, гладь по рисовке и стяги, а также полуавтоматы с четырьмя головками, позволяющие легко выполнять вышивку типа счетной, креста, свободной глади по рисовке, косой стежки, настила.
Машинная вышивка с каждым годом совершенствуется. При использовании современной компьютерной техники и станков с ЧПУ, машинным способом можно вышивать практически любой узор. Но в том и прелесть ручной вышивки, что ни какая машина не сможет сделать лучше, чем человек.
Инфо с сайта "Мезенская роспись".
 (200x144, 12Kb)



Источник: http://www.liveinternet.ru/tags/%F2%E0%F2%E0%F0%F1%EA%E0%FF+%E2%FB%F8%E8%E2%EA%E0/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Ателье LuiZa Татарская вышивка, композиционные особенности - Журнал для плетения браслетов



Татарская вышивка полотенце Татарская вышивка полотенце Татарская вышивка полотенце Татарская вышивка полотенце Татарская вышивка полотенце Татарская вышивка полотенце Татарская вышивка полотенце